По России с любовью

Сочинский железнодорожный вокзал — ворота города

Первым попадает в поле зрения каждого пассажира, прибывающего в Сочи по железной дороге, обычно вокзал. Его, похожего как 2 капли воды на своего Симферопольского брата-близнеца, открытого в 1951, считают не просто грандиозным сооружением с часовой башней, с арками и величественными колоннами, а общегосударственным архитектурным памятником. Он даже признан одним из самых красивых в Европе вокзальных строений. Железнодорожный вокзал входит в число основных достопримечательностей города, там и впрямь есть чем полюбоваться.

Сочинский железнодорожный вокзал

Место для станционного здания на Ярмарочной (ныне Привокзальной) площади было изначально определено в 1913, перед самым кладбищем, где теперь находится Мемориал, посвященный бойцам-сочинцам, павшим в годы войны. Деревянное зданьице построили в 1923, следующее — в 1939. Но для краевой станции, которая обслуживала составы почти по всем направлениям в стране (включая и электрички пригородного сообщения), требовался новый большой вокзал.
А тот, что мы видим сейчас, появлением своим обязан не столько связанной с Закавказьем веткой в 1942-43 годах и увеличением пассажиропотока после войны, сколько особой любовью Сталина к здешним местам, что и послужило главной причиной к началу проектных работ в 1947 нового сочинского вокзала. Руководителем проекта был назначен академик архитектуры А.Н. Душкин, а соавторами его стали Г.Г. Аквилев и Б.А. Соболевский.

Было разработано несколько вариантов, но дело тормозили 2 фактора: 1 — «воротам» всего Черноморского побережья надлежало иметь презентабельный вид, а 2 — немаловажным было и близкое расположение дачи вождя и домов ряда руководителей СССР. Это обстоятельство вынуждало, прежде чем быть показанным главе государства, пройти целый ряд согласований, от МПС и СовМина до Комитета по Делам архитектуры и ЦК партии. А поскольку город-курорт был важным звеном не только на побережье, но и на Кавказе в целом, даже в Тбилиси возили на утверждение. И в каждой инстанции выдвигали свои требования, норовили дать совет (как в басне «Слон-живописец» Крылова), только и оставалось гадать: «Низвергнут? Или вознесут?» Но все же 13.09.1950, еще на стадии урегулирования всех вопросов, по поводу закладки будущего здания состоялся митинг.
Начавшаяся стройка (как вспоминала потом Т.Д. Душкина) стала настоящим «полем брани» в том смысле, что местные активно навязывали лепные розетки с пилястрами и бесчисленные украшения из бронзы, обвиняя при этом столичного зодчего в злоупотреблении «архитектурными излишествами», которые он-то категорически отвергал. Впоследствии новый красавец-вокзал вызвал множество хвалебных отзывов, а специалисты-кавказцы, напротив, удивлялись даже, как архитектор-северянин уловил стиль и южный колорит сооружения и смог органично вписать его в ландшафт предгорий.

Здание зрительно возвышают колонны с облицовкой из полированного гранита, с арочными пролетами. В отделке цоколя использовали песчаник, на бело-цементных фасадах — цветную штукатурку с крошкой из мрамора.

И внутри помещений интерьеры оформили знатно. Кессонные потолки разнообразили изящной лепниной с растительными орнаментами, люстры фигурные повесили, местные художники украсили пейзажными панно стены, а массив дуба был использован для столярных изделий. По завершению строительных работ дворики озеленили, по стенам пустили лозы вьющегося винограда, высадили розы.

Торжественное открытие нового Сочинского железнодорожного вокзала, с громкими речами, цветами и разрезанием красной ленточки состоялось 10.09.1952. И он, заметно превосходящий по размерам старый, был принят в эксплуатацию.

Но уже при Хрущеве новоиспеченным партийцам не понравились элементы роскоши. В совместном от 4.11.1955 г. Постановлении № 1871 Центрального Комитета партии и СМ СССР (где недвусмысленно было сказано, что объемы спроектированных им в Симферополе, Днепропетровске и Сочи вокзалов превысили норму на 180%, в связи с чем в 2-3 раза возросла и их стоимость) упомянули этот факт, высказав и необходимость устранения всяких излишеств. Так элегантный сочинский вокзал, на который было потрачено столько сил и здоровья, в карьере Алексея Николаевича Душкина сыграл трагическую, увы, роль.

Уже в 1975 ансамбль вокзала с башней (похожей на Роза Хутор сделали и Ратушу), 3 двориками внутри со скульптурами и фонтанами, памятной табличкой с именем автора проекта (лауреата сразу 3-х Сталинских премий, между прочим) внесли в список архитектурных памятников региона и РФ.

Через 45 лет с момента завершения строительства (1997-1998) комплекс пережил масштабную реконструкцию 3-х-этажного вокзала, предпринятую по поручению Северо-Кавказской ЖД МПС, со сносом недействующих павильонов и благоустройством привокзальной территории, реставрацией залов ожидания, созданием VIP-зала (где раньше был ресторан), Офис-Центра, кафе-баров, зон отдыха в духе времени, перрона и мест на платформах. Работами большей частью занимались турецкие фирмы.

На башне в 55 м, выступающей немного вперед, звезда на шпиле. Оригинальные часы (d=5 м) кроме цифр оформлены Знаками Зодиака, расположенными произвольно, только Лев, Дева и Весы остались в «очереди» на прежних местах. А там, где положено быть Водолею, обосновались Гончие Псы, Тельца сменил Лебедь, а Скорпиона — Змея. Но до сих пор остается загадкой, почему же часам придали такой вид.

Здание, сложное в композиционном плане, по площади 0,6 га. 3 платформы вокзального комплекса протянулись на 1080 м, 7 (из 11) путей — пассажирские, к ним из тоннеля ведут 4 выхода, имеется своя котельная и багажное отделение, пристроенное в 1956.

В Сочи он, конечно, не единственный, не так давно ультрасовременный вокзальный комплекс построили в Адлере. Но вокзал Сочи, который можно видеть на любой продукции из ассортимента для туристов, считается визиткой и, как бы пафосно это не звучало, символом города.

Где находится


Лучшая авиакомпания России 2022 года
  • Добавить свой ответ
Меню